Тема Я является одной из ключевых составляющих теории познания, интерес к которой не только не угасает, но напротив, все более возрастает – современная философия предлагает новые подходы к рассмотрению Я, новые рефлексии над уже существующими концепциями, уж таковы задачи философии. Я является крайне многозначным понятием, и разные исследователи часто подразумевают под термином Я разные вещи. Представляется целесообразным выделить несколько основных аспектов, из которых важнейшими будут три главных «слоя» – Я эпистемологическое (Я как центр познания), Я психологическое (Я как самость) и Я социальное (Я как способ саморепрезентации). Я, являясь изначально сугубо философским концептом, активно исследуется учеными из других областей знания – психологами, психиатрами, нейрофизиологами, антропологами, этнографами, социологами, историками, культурологами, лингвистами, кибернетиками, специалистами по искусственному интеллекту и др. Междисциплинарность исследований Я особенно прослеживается в современных исследованиях, где достаточно широкое распространение получает конструктивистский подход к Я, утверждающий, что Я находится в постоянном становлении и развитии, Я конструируется. В истории философии мы можем проследить предпосылки к формированию этого подхода. Мы можем, например, сказать, что у И.Фихте Я не только конструирует себя, но в каком-то смысле всякая реальность, по его мнению, есть продукт деятельности Я. Если у Декарта Я дано изначально, у Фихте сознание порождает само себя, т.е. мы уже можем говорить о некой конструктивной деятельности.
Перед субъектом всегда стоит задача самоопределения, однако при этом возникает круг, поскольку, с одной стороны, Я уже полагается изначально, с другой – является целью, к которой надо стремиться, то есть оно содержит в себе одновременно начало и конец. И в целом представляется, что Фихте вкладывает в понятие Я некий иной философский смысл, чем тот, который вкладывает в него современная эпистемология.
Следующей важной вехой в конструктивистском подходе к Я является сартровская концепция. Сартр отмечает, что Я может заблуждаться на тему того, каким оно является на самом деле. Все, что поставляют интуиции Я, может вступить в противоречие с последующими интуициями. Я может считать себя завистливым или раздражительным, но при этом заблуждаться на свой счет. Возможно даже, что Я конструируется и вовсе исключительно из ложных воспоминаний.
Также важным фактором в конструировании Я, по мнению философа Сартра , является присутствия Другого в моем опыте. Я как акт саморефлексии и как его объект возникает из отношения индивида к другим. Сначала человек чувствует себя наблюдаемым, объектом Другого. И потом, лишь в результате речевой коммуникации возникает полноценное Я. Я как бы загораживает подлинную жизнь субъекта от него самого (Сартр называет его одним из видов «ложного сознания»), и субъект пытается избавиться от него. Но он не может этого сделать, так как пустое само по себе сознание тяготеет к самообъективации в виде Я и потому что жизнь в обществе людей заставляет сознание принимать образ Я (именно другие люди заставляют человека принять образ Я, тем самым затрудняя для него доступ к самому себе). Поэтому сознание должно постоянно менять свое Я, меняя его образ (Я и его образ неотделимы). Постоянная смена Я по философу Сартру – важный показатель аутентичности жизни. Смена Я необходима для самопознания, она помогает не «застревать» в образе, навязанном нам обществом.